Введение в проблему использования средств индивидуальной мобильности (СИМ)
В последние годы наблюдается стремительный рост популярности средств индивидуальной мобильности (СИМ), таких как электросамокаты и моноколеса. Однако, наряду с их удобством, возникают и серьезные проблемы, связанные с безопасностью на дорогах. Водителей беспокоит безнадзорность за частными средствами индивидуальной мобильности, а также нарушения правил дорожного движения (ПДД), как взрослыми, так и детьми. Эти вопросы становятся все более актуальными в условиях современного города.
Увеличение инцидентов с электросамокатами и моноколесами в Санкт-Петербурге
С каждым годом количество инцидентов, связанных с использованием электросамокатов и моноколес в Санкт-Петербурге, неуклонно растет. Происшествия варьируются от мелких нарушений ПДД до серьезных дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием пешеходов и других транспортных средств.
Примеры дорожно-транспортных происшествий
Недавний инцидент в Красном Селе, где мужчина на моноколесе столкнулся с пешеходом при переходе улицы, ярко иллюстрирует проблему. В другом случае, петербургский водитель самоката разгонялся до скорости 80 км/ч по трассе, что также говорит о ненадлежащем соблюдении правил.
Серьезные нарушения и их последствия
Среди других нарушений также присутствуют случаи езды с пассажиром на одном самокате и перемещения по автомагистралям, что ставит под угрозу безопасность всех участников дорожного движения.
Техническое состояние СИМ и его влияние на безопасность
Техническое состояние электросамокатов и моноколес, а также отсутствие уникальных идентификационных номеров затрудняют контроль за ними. Это ведет к увеличению рисков для всех участников дорожного движения. В одном из последних инцидентов в Петербурге моноколесо загорелось во время зарядки, что привело к травмам женщины.
Правовое регулирование использования СИМ в России
На данный момент законодательство России не предоставляет ясных норм для использования частных СИМ. Однако аренда электросамокатов в Санкт-Петербурге регулируется определёнными правилами, установленными Комитетом по транспорту.
Правила пользования арендованными электросамокатами
Скорость передвижения на арендованных электросамокатах ограничена до 20 км/ч, в некоторых зонах — до 10-15 км/ч. Пользование самокатами запрещено лицам младше 18 лет. За нарушения предусмотрены штрафы и блокировка аккаунтов пользователей.
Обсуждение регистрации СИМ в Госдуме
Госдума России обсуждает необходимость регистрации СИМ через систему Госуслуг. Проект закона, находящийся на стадии доработки, предполагает обязательную регистрацию электрических самокатов, моноколес и велосипедов.
Предложения по регулированию использования СИМ
Эксперт Дмитрий Попов предложил закрепить за каждым средством индивидуальной мобильности уникальный идентификационный номер и QR-код для доступа к информации о технических параметрах. Контроль за соблюдением правил предполагается передать органам местного самоуправления.
Повышение штрафов и контроль со стороны исполнительной власти
В обсуждаемом проекте закона о повышении штрафов также упоминается о роли исполнительной власти в контроле за использованием СИМ. Министерство транспорта предложило инициативу по регистрации СИМ, которая включает обязательное внесение данных в государственный реестр.
Статистика дорожно-транспортных происшествий с СИМ
Согласно данным научного центра по безопасности дорожного движения, в 2023 году около 47,3% всех ДТП, связанных с СИМ, произошло с участием частных самокатов и моноколес. Это значительное количество подчеркивает актуальность проблемы и необходимость разработки эффективных мер по поддержанию безопасности на дорогах.